Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребенка в семье»
Уважаемые родители!Надеемся ,то эта информация будет Вам полезной.
Консультация для
родителей
«Задачи
экологического воспитания ребенка в семье»
Говорить
об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам
известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание
человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о
последствии их нарушения наше общество начало задумываться только последние
15-20 лет. Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми.
Однако,
уходя от глобальных проблем экологии, над решением которых бьются сотни учёных
не один десяток лет, я бы хотела обратить внимание на тот вклад, который вносим
мы с вами, обычные люди. После этих слов у многих должна возникнуть в голове
картина выброшенной в помойку очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то
подобного... Да, безусловно, это та малость, на которую способен любой человек.
Но есть и нечто большее.
Дело в
том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши
дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как
норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой — все это зависит от
нас.
Детский
сад, являющийся первичным звеном в системе образования, безусловно, должен уделять экологическому воспитанию
особенное внимание. Но, не смотря, на это, именно семья остаётся корнем
воспитания любого человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание
на экологическое воспитание дошкольников в семье.
На
сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы
экономического характера. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно
обращаться с деньгами. Но что же ребёнок знает о взаимодействии человека с
природой?
Хорошо,
если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но ведь этого
недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее
окружающей среды.
Итак, я
бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного экологического
воспитания дошкольника:
- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей
к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Именно
сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать ветки у деревьев,
не обижать животных и т.д. Тут родители должны не просто научить, они должны
стать примером для подражания и это их основная задача. Воспитывать во взрослых
людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное
занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребёнка и его
последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать
своё собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту
или иную ситуацию должен видеть мой ребёнок?
- Воспитание этических и эстетических
чувств.
И тут
всё достаточно просто: беречь — значит любить. Восхищаться природой, видеть её
красоту, любить её дары, может научить только семья. Для детей, растущих в
городах это очень важно. Сегодня большинство людей предпочитают проводить
выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы, вот оно — единение детей с
природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли эти люди красоту
вокруг них и как к ней относятся? Здесь родители должны воспитать в ребёнке
любовь и уважение ко всему окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством,
что природа — это большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка-
это его часть. Оно живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его
уважать и заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то,
как в природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают
муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а
весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе столько
удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться бесконечно.
3.
Формирование
познавательных и творческих потребностей.
Важно не
просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка
желание творить и помогать. Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие
экологические проблемы должны быть решены. Кто будет заниматься решением этих
вопросов через 20, 30 и 40 лет? Наши дети. Они обладают этими потребностями с
рождения, всё, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное
русло. Посадите вместе дерево или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец
природы. Он способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.
В помощь
реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует огромное
множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги,
статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что
это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь
невозможно полюбить природу и оценить всю её красоту сидя перед экраном
телевизора...
Необходимо
чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой, пробовал и узнавал все
сам или вместе с родителями. Это должны быть совместные походы в лес, на озеро,
собирание грибов и ягод. Только целью этих походов должно быть не желание как
можно больше набрать грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Всегда
необходимо вести беседу с ребёнком, обращать его внимание на природные явления,
поведение животных, сезонные изменения.
Также
стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом
шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. Здесь
особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже
простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не
стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.
Не менее
важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребёнка всегда под
рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже перьев птиц — всё
это способ познания окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход
за ними — это очень большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание
моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с
природой.
Для того
что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно,
нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в
человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не
загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое
сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.
Комментарии
Отправить комментарий